"А что мне Аваков? Я ему в ответ скажу: "Да пошел ты!.." Комбаты выходят из-под контроля, Донбасс в блокаде

18 декабря 2014 г. в 23:08

Третья попытка Гуманитарного штаба Рината Ахметова отвезти продукты мирным жителям оккупированного Донбасса была вновь заблокирована бойцами батальонов и "Правого сектора". Угрозы стали еще страшнее: теперь люди не получат вообще никаких продуктов!

В четверг, 18 декабря, волонтеры Гуманитарного штаба Рината Ахметова предприняли очередную попытку прорваться из Днепропетровска в Донецк с помощью — продуктами питания.

После воскресного запрета пару дней назад бойцы "Днепра-1" на блокпосту на границе между Днепропетровской и Донецкой областями перешли к прямым угрозам, и звук передернутого затвора "калаша" многих действительно напугал. Но, даже несмотря на страх, водители сегодня вновь сели за "баранку" своих фур, – а что делать, ведь люди ждут эту помощь. По подсчетам Гуманитарного штаба, если груз так и не доставить, то "запасов" всего хватит на пару дней.
БЛОКАДА. Печальный опыт прежних поездок вынудил немного скорректировать планы: первой к роковому блокпосту отправилась лишь одна фура, а также машины с волонтерами и журналистами. Остальные грузовики остались ждать в ближайшем селе Покровское, готовые немедленно выехать, если "зеленый свет" будет дан.

Но надежда оказалась тщетной. Едва только машины притормозили у первого знака "Стоп", с красноречивой, ручной надписью поверх – "Правый сектор", из густого-густого тумана навстречу вышли несколько десятков автоматчиков. Украинцы против украинцев. Они не подошли к машине с грузом, они даже не заинтересовались документами, которые протянул им волонтер Гуманитарного штаба Максим Ровинский. "Приказ "Не пропускать!" – отозвался боец, представившийся "Черным" – комбатом 5-го отдельного батальона "Правого сектора".

Один из немногих, кстати, он был без балаклавы, остальные предпочли скрыть свои лица. Живые глаза молодого пацана или колючие, холодные, оплетенные сетью морщин — мужчины в годах, кто-то говорил по-украински, кто-то в момент перешел на явно родной для него русский, – они были разные, с шевронами "Правого сектора", "Днепра-1" и "Донбасса".

- У меня есть приказ, – отрезал "Черный". После краткой личной беседы волонтеры все же вынудили его выйти к прессе — У меня есть приказ не пропускать грузы Рината Ахметова. И любые гуманитарные рейсы в сторону Донецка.

Это звучало поистине страшно. Журналисты не отставали.

- Любые? !Но там люди, страдаю под обстрелами боевиков... Это оккупированная территория, там люди лишены выплат...

Однако, по мнению комбата "Правого сектора", "там есть местная власть". "Они обещали им манну небесную, золотые горы, девственниц,. я не знаю еще чего, – так выбирайте, чего вы хотите, – продолжил он. – Есть условие от комбатов "Днепра", "Донбасса", "Кривбасса" и Пятого отдельного (батальона ПС — ред.), один грузовик на двух пленных. Пускай хоть сотнями возят".

Причем, судьба тех украинцев, кто остался без средств к существованию, их комбатов, похоже, не волнует:

- У нас ведь, если артиллерия работает, так сразу по роддомам и детским домам, школам. Такое ощущение, что в Донецке одни школы и детские дома! – возмущался он.

Один из присутствующих не выдержал:

- Так вы их уже не считаете гражданами Украины? Или нет?

- Я всегда их считал гражданами Украины. Но, знаете, разные бывают граждане Украины, – ответил "Черный".

Кстати, при этом они не сомневаются, что в грузовиках, которые они отказываются досматривать именно продукты, а не водка. сигареты и камуфляж. "Уверен, что там именно продукты", – сказал наш собеседник. Потому и задача – не пропускать именно их. И именно в оккупированные города; по словам бойцов, если у водителей в документах будет написано, что это груз, скажем, для Курахово или Славянска, то его пропустят, а в Донецк – нет
АНАРХИЯ. Бойцы уверяют: блокада продовольствия, причем, не только уже грузовиков Гуманитарного штаба Рината Ахметова, но и вообще любых машин с продуктами питания, которые направляются в Донецк и другие подконтрольные боевикам населенные пункты, будет полной. Под "охрану" ими взяты 11 трасс, ведущих в регион.

Никакого приказа нет, уверяют в личной беседе бойцы. Мы отходим чуть в сторону от телекамер. Один из спутников комбата "Черного" на всякий случай не выпускает автомат из рук.

- Будем блокировать, пока наших ребят не выпустят. Нам нет разницы, кто занимается переговорами, кто не занимается...

- Но ведь у вас есть командиры. "Днепр-1" входит в состав МВД. Если, скажем, министр Аваков скажет вам прекратить...

- А где скажет? В "Фейсбуке" напишет? Я ему в ответ напишу: "Да пошел ты на х..." Все они в "Фейсбуке" сидят. Либо не делают ничего, как Порошенко.

Фактически речь действительно идет о полном самоуправстве комбатов, – признают источники "Сегодня.ua " в правоохранительных и силовых органах. Формально тот же "Донбасс" и "Днепр" подчинены МВД, но в зоне боевых действий "командование" ими переходит в руки руководства Антитеррористической операции.

Впрочем, ни там, ни там приказа останавливать фуры с едой не давали, но и кто именно должен искать управу на самоуправство людей с оружием — не очень понимают.

Командование Антитеррористической операции не давало никаких распоряжений относительно прекращения поставок продовольствия на Донбасс, сообщил нам спикер АТО Леонид Матюхин.

"Мы таких распоряжений не давали", – сказал Матюхин и подчеркнул, что добровольческие батальоны находятся в структуре МВД.

В свою очередь, как заявил пресс-секретарь ГУ МВД в Днепропетровской области Алексей Щербатов, несмотря на то, что батальон "Днепр-1" сформирован в областной милиции, в случае выполнения задач в зоне боевых действий он подчиняются руководству АТО.

Пресс-секретарь МВД Лариса Волкова также подчеркнула нам, что приказов останавливать еду батальонам не поступало. Волкова подтвердила слова Щербатова о том, что когда батальоны выполняют задачи в зоне боевых действий, то они подчиняются руководству АТО, а не Министерству внутренних дел.
НАДЕЖДА. Но Гуманитарный штаб Рината Ахметова, тем временем, не теряет надежды, что груз все же удастся отправить. Вот только как?

"Мы остаемся в правовом поле, поскольку мы гуманитарная организация. К сожалению те, кто нас не пускает, выдвигают требования, которые мы не в состоянии выполнить", – подчеркивает волонтер Штаба Максим Ровинский.

По его словам, они продолжат искать поддержки у главы государства, у руководства силовых органов, у международных организаций. "Мы продолжим делать все, чтобы груз все же дошел до тех, кто в нем нуждается", – добавляет он.
EXMO affiliate program