20 февраля 2014 г. в 08:19
Пока на киевском Майдане гремят канонады и умирают люди, запад страны — в
хаосе. В ночь на среду толпы молодых парней в масках и балаклавах с
битами разгромили органы власти и управления силовых ведомств во Львове,
Тернополе, Ивано-Франковске, а затем на Волыни, в Ровно, Хмельницком,
Ужгороде, Черновцах, Житомире и Сумах.
КРОВАВЫЙ ШТУРМ
Во Львове, с которого стартовала волна погромов, за пару часов захватили ключевые админздания: обладминистрацию, милицию (областное, городское и районные управления), СБУ, прокуратуру, налоговую, ГАИ и райсуд. Охрана режимных объектов сдавала их без сопротивления и переходила на сторону демонстрантов. Самым жестким был захват хмельницкого СБУ: силовики отстреливались от протестующих, бросавших в здание бутылки с зажигательной смесью и булыжниками.
Протестующие также сожгли воинскую часть, которую месяц блокировали, не выпуская силовиков. Активисты забросали казарму коктейлями Молотова и подожгли баррикады с шинами, а потом долго не допускали к части пожарную машину. Несколько военных серьезно обгорели. Когда спасатели таки добрались до очага, то пламя уже разрослось до таких масштабов, что тушили его целый день. Вчера под вечер огонь добрался до склада с оружием в подвале, начали взрываться боеприпасы, среди которых есть противотанковые мины.
НОЧЬ ГНЕВА
Во время «ночи гнева», как ее окрестили во Львове, разгромили здания силовиков. Протестующие - парни 15–17 лет - крушили мебель, оргтехнику, жгли машины правоохранителей, а потом устроили гонки на патрульных авто с мигалками по городу. Возле захваченных зданий строили баррикады из вынесенного добра и шин, поджигали их и бросали в костры тысячи уголовных дел. Пожарные не успевали на вызовы. Из изолятора милиции выпустили нескольких арестантов. На утро центральные улицы Львова возле управлений МВД, СБУ и прокуратуры были усеяны осколками стекла и обгоревшими листами документов.
После погромов начальник львовской облмилиции Александр Рудяк, пытавшийся договориться с повстанцами, заявил, что из райотделов исчезло около 1200 единиц оружия (пистолеты, автоматы Калашникова, винтовки) и больше 13 тыс. патронов. Обезоружить милицейский главк протестующие не успели — правоохранители уничтожили боеприпасы до атаки. Сотни единиц оружия исчезли также из управлений СБУ в Ивано-Франковске и Тернополе.
Сами протестующие не признаются в краже «стволов», мол, их унесли правоохранители еще до штурма. По другим данным, боеприпасы якобы передали активистам в Киев. Также есть версия, что огнестрелы остались во Львове для погромов. По городу расклеили листовки с сообщениями, что в балаклавах действуют провокаторы, а самооборона масок не носит. «Львів'яни — революціонери, а не варвари», — написано на одной из листовок. Правый сектор открестился от погромов. Хотя их активисты в соцсетях хвалились, как сожгли «мусорню», и публиковали фото зданий.
Мнения львовян о захватах органов власти разделились. Одни одобряют: люди выместили злость и отомстили за Майдан. При этом многие не понимают, зачем было громить здания — памятники архитектуры и уничтожать уголовные дела. «В основном дела не по активистам, а по преступникам. А есть же десятки тысяч пострадавших, для которых эти дела важны», — рассуждает львовянка Виктория Балицкая.
102 НЕ ОТВЕЧАЕТ
В захваченных повстанцами городах сейчас фактически безвластие, несколько областных центров остались без милиции. Во Львове после захвата ОГА не могут найти губернатора Олега Сало (его пресс-служба уверяет, что он находится в городе). Ситуацию, похоже, никто не контролирует. Облрады, контролируемые «Свободой», выглядят беспомощно. Председатель львовского облсовета Петр Колодий заявил, что власть на Львовщине переходит в руки Народной рады, которой отныне, мол, будут подчиняться чиновники ОГА.
Впрочем, без смены власти в столице этот орган власти остается фикцией (центральная власть просто не будет перечислять деньги «самозванцам»). Тем временем во Львове люди не могут даже позвонить на номер 102, ведь управления милиции разгромлены. Людей пока просят звонить на горячую линию города.
БОЯТСЯ МАРОДЕРОВ
В столице Галичины, оставшейся без правоохранительных органов, из-за страха погромов усиливают охрану магазинов и банков. Кое-где с витрин убирают товары и ювелирку. В некоторых магазинах, принадлежащих регионалам, разбили двери и окна. Панику подогревают слухи, что в город якобы везут автобусы с титушками для массового мародерства и провокаций.
Львовяне боятся повторения "ночей гнева" и нападений на свои квартиры, поэтому на ночь закрываются на все замки. Особенно волнуются хозяева загородных особняков и дорогих машин, что их придут раскуркуливать (протестующие пишут на захваченных зданиях «Війна палацам» и разбили припаркованный в центре джип).
«Ситуацией отсутствия правоохранителей могут воспользоваться криминальные элементы, провокаторы и банальные хулиганы», — предупредил горожан мэр Львова Андрей Садовой. Он пообещал, что город будут патрулировать отряды добровольцев из самооборонцев, майдановцев, спортсменов, местных депутатов и участковых.