Операция «зачистка»: доказательства, опровергающие версию Геращенко о перестрелке в Княжичах (Фото)

24 декабря 2016 г. в 23:59

Журналисты программы «Слідство.Інфо» собрали немало свидетельств, чтобы поставить под сомнение версию руководства МВД по перестрелке в селе Княжичи под Киевом. Собственное расследование дает все основания считать, что перестрелка является «ликвидацией» свидетелей - сотрудников полиции охраны, задержавших настоящих воров, которыми оказались правоохранители.

Операция «зачистка»: доказательства, опровергающие версию Геращенко о перестрелке в Княжичах (Фото)

Ранее о том, что расстрел в Княжичах - это операция зачистки, в комментарии изданию «Гордон» отмечал автор проекта «Надзвичайні новини» Константин Стогний. Согласно статистике боев, говорит он, при столкновениях бывает один погибший и трое раненых (это средние показатели).

«В Княжичах пять убитых и ни одного раненого. Такое происходит только при операциях зачистки. Я не могу утверждать, что это именно так и было. Но когда при пяти убитых нет раненых - это очень странно. Никто никогда не слышал, чтобы было сразу пять убитых и ни одного раненого. «Может, надо было, чтобы кто-то что-то потом не рассказал», - сказал ведущий «Надзвичайних новин».

Тележурналист был первым, кто озвучил версию о неслучайно срабатавшей сигнализации. Сейчас об этом откровенно говорит командир погибших сотрудников полиции охраны Александр Чернявский. По его словам, это была не ложная тревога, в дом действительно кто-то вторгся: «На месте происшествия были обнаружены отжим окна и следы на снегу».

Журналисты «Слідство.Інфо» подчеркивают: они еще не имеют всей полноты доказательств, чтобы выдвигать окончательную версию произошедшего. Но, как удалось установить, ключевые пункты официальной версии не совсем соответствуют тому, что происходило на месте событий в ту трагическую ночь, пишет «Громадське». Напомним, что 4 декабря 2016 в четыре утра во время перестрелки в селе Княжичи под Киевом от огня погибли пятеро полицейских: два сотрудника полиции охраны, два сотрудника оперативной службы Национальной полиции города и начальник отдела Управления КОРД. Официальная версия причин силового столкновения между полицейскими - трагическое недоразумение во время спецоперации по задержанию банды опасных преступников с поличным. В спецоперацию уголовного розыска случайно вмешались сотрудники полиции охраны.

По официальной версии, свой ночной пункт наблюдения разведчики полиции оборудовали в недостроенном доме на улице Шептицкого. Мол, отсюда должны были следить за домом с засадой, где ждали грабителей, чтобы взять их «на горячем».

Недостроенный дом, в котором полицейские разведчики якобы устроили наблюдательный пункт

Недостроенный дом, в котором полицейские разведчики якобы устроили наблюдательный пункт

Чтобы понять, насколько наблюдательный пункт был оправданным в недостроенном доме, журналисты провели собственный эксперимент: «В темноте мы должны были найти ответы на ключевой вопрос: что делали глубоко законспирированные разведчики в заброшенном долгострое?».

Несмотря на то, что дом двухэтажный, сам пункт наблюдения мог находиться только на первом этаже. Лестницу на второй владельцы так и не успели построить. И сразу становится понятно, что из уникального пункта наблюдения почти ничего не видно. Лишь небольшой фрагмент дороги через отсутствующие ворота, а остальное закрывает забор, и дом №22, где сработала сигнализация. Но видно ли дом, где располагалась основная засада? До последнего времени это место скрывали и, как оказалось, не случайно.

Из недостроя, где сидели разведчики, этот дом даже днем увидеть невозможно - все закрывает дом, где сработала сигнализация.

То есть, если из так называемого «пункта наблюдения» почти не виден объект потенциального ограбления, то занимались ли разведчики вообще слежкой? И если нет, то что на самом деле они делали на месте происшествия?

Руководство МВД предпочитает не вспоминать о причинах срабатывания сигнализации в соседнем с недостроем доме. Говорят: сработала сама по себе. Такое происходит иногда. Но только не в эту ночь - уверяет начальник Броварского отдела управления полиции охраны Киевской области Александр Чернявский.

Командир погибших сотрудников полиции охраны, настаивает - его подчиненные приехали на реальное срабатывание сигнализации:

«Очень много следов вокруг дома. При этом было вызвано на помощь еще один наряд полиции охраны, вместе обследовали прилегающую территорию. Очень много следов было. Один экипаж не мог разобраться, так как были следы ухода в лес. Следы были в другую сторону. следы были вокруг здания. Один наряд блокировал здание, так как преступник мог находиться в середине здания. Поэтому они не могли покинуть данное здание. Они его заблокировали и уже определенными силами, усиленными нарядами, начали поиск преступников».

То, что в дом №22 влезли посторонние, подтвердила и его владелица Тамара Данишевская. Она рассказала, что со стены было снято несколько картин: «Видно, что искали, как обычно за картинами, сейфы. Но у нас этого нет».

Отец погибшего полицейского охраны Александр Орлов подозревает, что его сын с коллегами могли задержать разведчиков именно из-за проникновения в дом: «Они приехали на очередную княжескую кражу в селе Княжичи. Это была четырнадцатая кража. Так что все эти 14 краж должны быть раскрыты и узнать точно, к кому относятся эти дома. Скорее всего, выбирали тех, кто не будет жаловаться, так как не может подтвердить источник своих доходов».

В МВД эту версию решительно отвергают. «Это операция, к которой были привлечены десятки людей. 25 только отстраненных. О какой много знали в полиции. Поэтому мне кажется, что сам этот факт перебивает эту конспирологическую версию о якобы преступлении, которое могли совершать сами работники полиции», - говорит директор департамента коммуникаций МВД Украины Артем Шевченко.

Адвокат Игорь Чудовский не верит в разведчиков-наблюдателей. Он пять лет преподавал тактико-специальную подготовку группам уголовного розыска для спецназовцев МВД. Эксперт говорит: обычное наблюдение - это задача обычных оперативников. У законспирированных разведчиков совсем другая задача: «Если это негласные сотрудники - они там не должны были находиться. Они могли быть в составе даже преступной группы, если они вошли в ее состав и должны были приехать с теми лицами, на которых сейчас ссылаются и говорят, что якобы они причастны. Потому что это и есть негласная работа».

В интервью изданию «Гордон» Константин Стогний объяснял, почему официальная информация не стыкуется с тем, что он знает по собственному опыту, чему учили и к чему обязывают должностные инструкции.

«Вопрос к разведке. Ведь разведчики никогда не сидят в засаде. Оперативная разведка, которая в народе называется «семерка», редко даже имеет дело с оружием. Их задача - именно разведка. Они не засвечивают себя. И если коллеги задерживают их на каких-то мероприятиях, то они даже им не признаются, что работают вместе. Их доставляют в райотдел, сажают по камерам и только тогда вмешивается руководство. Их выводят из камер так, чтобы даже другие сотрудники полиции не знали, что это были разведчики. Это связано с тем, что «семерка» в будущем может работать и в делах своих же коллег», - объясняет он.

Задержание настоящих воров в Княжичах

Если в дом ворвались не полицейские, то кто? Ведь потенциальные грабители, за которыми велась слежка, в ту ночь в дом, где их ждала засада, так и не приблизились. Поэтому, когда сигнализация сработала в доме №22, недостроенный дом вполне мог стать местом укрытия после побега для тех, кого искала полиция охраны, а не наблюдательным пунктом.

Полицейские охраны нашли деревянные лестницы, которыми воспользовались злоумышленники, чтобы перелезть через высокий забор. На этой секции не было снега, как на соседних. Затем полицейские прошли по следам через пустую область и вышли на соседней недострой, где, по официальной версии, и сидели полицейские разведчики.

Задержанных разведчиков посадили в патрульную машину полиции охраны. Рядом сели сами охранники. Отец погибшего полицейского охраны рассказывает, что после задержания разведчиков, его сын в машине поговорил по телефону со своей девушкой.

«В 4:05 она ему звонит: «Сережа, ты где?». Он говорит: «Я сижу в машине, сейчас буду выезжать». Я слышу в машине говорят: «Начальник, давай рассчитаемся и разойдемся. Вы нас не знаете, мы вас». Мой сын сказал: «Пошел ты. Сиди и жди». А я у него спрашиваю: «Сережа, что случилось?», а он: «Не заморачивайся, выезжаю», - рассказывает Александр Орлов.

В эти минуты, вместо следственной оперативной группы, которая обычно расследует обстоятельства проникновения в дом, появился спецназ КОРД. Патрульные ГСО заметили только фары в темноте. Водитель второго экипажа даже уступил дорогу - ведь это могли ехать местные жители или полиция. И тогда началась стрельба.

По официальной версии, стрелять начали полицейские охраны, а бойцы КОРД начали стрелять в ответ, когда увидели, что их командир Виталий Валецкий убит. В это время командиры обоих экипажей полиции охраны, Сергей Орлов и Евгений Куртев, сидели на переднем сиденье служебного «Дэу Ланос». На заднем сиденье были задержанные «разведчики».

Но стрелять из такого положения очень неудобно. Во-первых, полицейские охраны были в зимней одежде. Во-вторых - в бронежилетах. В-третьих, пришлось бы разворачиваться. Попасть в кого-то достаточно непросто, а командиру КОРД одна пуля попала в голову, а вторая - в ногу. Зато бойцам КОРД было хорошо видна надпись «полиция» на «Ланосе» и удобно стрелять.

Эту версию подтверждает фото, где видно, что уцелело переднее стекло, и, в то же время, расстреляна дверца водителя с большим светоотражающим логотипом «Полиция», и заднее стекло - эти пули убили разведчиков. То есть огонь велся как минимум с двух точек или даже трех точек. И точно на поражение.

Водитель второй машины полиции охраны уцелел. Его машина стояла рядом, но в нее бойцы КОРД не стреляли. Он говорит, что первыми открыли огонь на поражение именно кордовцы: «Мы не успели ничего сказать. Он выскочил, три секунды, и начал стрелять. Я думал он увидит куда, разберемся. Что же это - сразу пальба», - говорит водитель.

Игорь Чудовский преподавал планирование и проведение именно таких операций. Эксперт говорит, расстрела машины не должно быть: «Даже если было ранение и смерть сотрудника - это, прежде всего сказать: «Работает «Корд». Вызвать подкрепление, предложить им сложить оружие, связаться с руководством непосредственно службы охраны, которая должна им передать это. Поэтому непосредственно ГСО не должно было подчиняться и «Корду».

Почему наблюдения вели не обычные оперативники с удостоверениями, а законспирированные разведчики? Знали ли бойцы КОРДа, кто и за что на самом деле задержал разведчиков? Ответы на эти вопросы, надеемся, появятся позже. А отец погибшего полицейского - сам бывший милиционер, - проводит собственное расследование событий той ночи. И верит только себе.

«Надзвичайні новини»

EXMO affiliate program