Почему украинские призывники боятся идти в армию

15 апреля 2011 г. в 16:05

Несмотря на сокращение срока службы, новобранцев и их родителей по-прежнему пугают старые проблемы: неуставняк и дедовщина.

1 апреля стартовал весенний призыв в армию. Статистика снова не радует. Только 10% потенциальных защитников Родины сами рвутся в армию. Каждый четвертый не против отслужить и отмазываться не собирается. А вот 65% парней от 18 до 25 лет в очередной раз озадачились вечным вопросом: как откосить?

При этом всех без исключения призывников и их родителей волнует один и тот же вопрос - дедовщина. «Комсомолка» попыталась разобраться, откуда в армии взялись неуставные отношения и стоит ли их бояться будущим солдатам?

Что породило дедовщину?


Дедовщина в армии была всегда. В былые века ее даже… насаждали. Матерые служаки-«дядьки» опекали молодняк дейсвуя как сварочные электроды , помогая ему освоиться на службе. А то безобразие, о котором мы говорим сейчас, зародилось в середине прошлого века, в годы СССР. Армия тогда вновь начала увеличиваться, но тут сказалась послевоенная демографическая яма. Решение было простым: снять часть ограничений на призыв, в том числе и наличие судимости. Так в армию пришли лагерные традиции. Разделение на «молодых» и «старых» стало законом внутреннего уклада армейской жизни.

 

И молодой солдат стал обслуживать старослужащих «паханов». Одновременно исчезли сержанты и старшины-сверхсрочники - основа любой армии. Взамен появился «изготовленный» за шесть месяцев сержант. Хлынувшие в армию выпускники гражданских вузов, так называемые двухгодичники, отдали воспитание солдат на откуп старослужащим. Уже не сержанты, а «деды» оказывались властителями казармы в отсутствие офицеров. Объектом издевательства становились простые солдаты, которые не пользовались уважением в коллективе. А обиженные и униженные солдаты нередко сводили счеты с жизнью, вешались или стрелялись.

В 1980-х годах появилась новая форма неуставных отношений - этнические группировки. Землячество устанавливало свои порядки в частях, облагало остальных военнослужащих данью. Был случай, когда на Дальнем Востоке кавказское землячество захватило власть в полку и разогнало офицеров. Для восстановления порядка пришлось вызывать ОМОН…

А что же сейчас в Украине?

Дедов уже нет, но неуставняк процветает

Официально в украинской армии дедовщины нет уже лет пять. (Хотя справедливости ради стоит отметить, что официально ее никто никогда и не признавал.) По словам командиров, искоренить это явление удалось благодаря переходу на годичный срок службы.

- За год призывники не успевают становиться старослужащими, ведь все наши солдаты одного года призыва, - объяснили нам в одном из столичных военкоматов. - Какая тут дедовщина?! А печальные случаи, которые бывают в армии, - это следствие неуставных отношений. Сейчас, как правило, служить идут люди без образования, из малообеспеченных или неблагополучных семей. А их поведение основывается на уличном воспитании...

Вот несколько последних несчастных случаев из армии.

В городе Лозовая Харьковской области после удара в грудь от сослуживца погиб солдат-срочник. В учебном центре «Десна» (Черниговская обл.) младший сержант так избил солдата, что тот потерял селезенку. Ну и последний случай самоубийства произошел 28 марта: солдат Криворожской танковой части застрелился, когда был в карауле. Официальная версия - парень расстроился, получив письмо от любимой девушки, которая якобы пригласила солдата на собственную свадьбу. Тут налицо явная недоработка офицерского состава - доверили оружие юноше в подавленном психологическом состоянии…

- За прошлый год в армии зафиксировано на 26,2% преступлений больше, чем в предыдущем, - говорит военный прокурор Центрального региона Украины Николай Голомша. - В цифрах это 410 случаев, а до этого было 325. Стоит отметить, что на 23,3% выросло количество военных преступлений и на 22,2% особо тяжких. К сожалению, есть рост (на 29%) и общеуголовной преступности.

На фоне сокращения численности украинской армии эти цифры вызывают недоумение. Правда, прокурор уточняет: такой всплеск вызван прежде всего новыми правилами подсчета преступлений.

В защиту же армии хочется отметить, что согласно статистике число преступлений и несчастных случаев «на душу населения» в нашем гражданском обществе примерно впятеро выше, чем в армии! Так что на гражданке шансов попасть под машину или быть подрезанным бандитами в подворотне куда больше, чем погибнуть в армии. Просто случаи с солдатами сразу же становятся общеизвестными, и у людей складывается мнение, что армия - это нечто страшное и опасное. Оказывается, не опаснее, чем наша мирная жизнь…

Хотя, конечно, если бы еще убрать неуставные отношения, безопасность армии стала бы куда выше. И способ есть: контрактная служба. В таком случае солдаты будут ходить в часть как на работу. А это уже другой уровень поведения. Только вот когда это произойдет? Планы о контрактной службе до сих пор только на бумаге…

«Передовой опыт» откоса от армии

Наш брат-украинец - человек сообразительный, и если ему надо отмазаться, он придумает кучу способов сделать это. Да что там - придумал уже!

Сотрудники киевских военкоматов выделили 10 самых распространенных.

Способ первый - «ПОДПОЛЬЩИК». Пацан затаился дома во время призывной кампании, отказавшись от привычных удовольствий вроде распития пивасика с корешами на детской площадке и походов в ночной клуб. На звонки дверь не открывает и телефонную трубку не берет. А если ему все же всучили повестку, он на ней не расписывается. Потому как в таком случае считается неоповещенным. А на нет и суда нет.

Способ второй - «ТУРИСТ». Хлопец постоянно меняет хаты и явки в родном городе до 25 лет (после этого срока не призывают). Или сваливает в другой город.

Способ третий - «ИНОСТРАНЕЦ». Парень уезжает в другую страну. А там работает или учится тоже до 25 лет, если у родителей есть бабки заплатить за учебу.

Способ четвертый - «БОЛЬНОЙ». Ищут врачей, которые за взятку сочиняют призывнику такую болезнь, с которой на службу не берут. Дело рискованное: в случае провала светит уголовная статья. Но тем не менее этот способ - один из самых распространенных.

Способ пятый - «ДУРИК». «Косарь» репетирует и правдоподобно имитирует симптомы психзаболевания. Зачастую проходит. Правда, потом можно полжизни безуспешно пытаться сняться с учета у психиатра. Иные «дурики» идут другим путем: на призывной комиссии заявляют, что так хотят служить, аж сил нет! Особенно им нравится стрелять по движущейся цели: «Дыр-дыр-ды-ды-дрыщщ!» И просят у военкома пистолет... Это ускоряет доставку в дурдом.

Способ шестой - «ТИМАТИ». Тело заблаговременно густо покрывается татушками с цитатами из Уголовного кодекса и зековскими выражениями. На груди размещаются портреты: слева - верховного главнокомандующего, справа - министра обороны, посередине - украинский герб. На вопросы призывной комиссии отвечает сугубо «по фене».

Способ седьмой - «ХУЛИГАН». Во время призывной кампании разбивает окно в магазине, в офисе или в военкомате. Милиция заводит дело «по хулиганке». Пока оно будет тянуться, призыв закончится. Там, глядишь, милиции надоест, дело переквалифицируют в административное. «Хулиган» оплачивает штраф. А через полгода повторяет спектакль.

Способ восьмой - «АЛКОГОЛИК-НАРКОМАН». Призывник изображает из себя пропойцу и наркомана. Попадает на учет в наркологический диспансер и некоторое время лечится там. А как подходит время призыва - снова якобы уходит в запой или садится на «дурь». И получает отсрочку от призыва.

Способ девятый - «ОТЕЦ-ГЕРОЙ». Хлопец вступает в фиктивный брак с многодетной матерью. И «разводится» с ней после 28 лет.

Способ десятый - «ПАЦИФИСТ» или «ВЕРУЮЩИЙ». Юноша заявляет на призывной комиссии, что его убеждения не позволяют брать в руки оружие. И представляет справку из какой-нибудь секты или церкви. Вместо военной службы его направляют на альтернативную гражданскую, где он работает на заводе или в больнице медбратом.

Что делать?

Как ни крути, а армия у нас по-прежнему рабоче-крестьянская. И солдаты в ней главным образом те, кому не по карману «откос» или в голову не приходит уклоняться в силу пролетарского происхождения. Когда все били в ладоши при сокращении срока службы до года, никто не подумал, что в таком случае служить должны все граждане призывного возраста без всяких отсрочек и льгот. Как в Греции.

А у нас служба в армии превращается в «налог» на бедных. Речь уже не идет о пресловутой  дедовщине и прочих причинах откосить от службы. Есть черта, по одну сторону которой - элита, а по другую - все прочие. Элита в армии не служит принципиально. Служила бы - и дедовщине быстро бы пришел конец. Но обеспеченные родители всеми силами стараются избавить своих детей от службы. А низкий уровень образования «невезучих» сказывается и на повадках людей, приходящих сегодня в вооруженные силы.

Так что у нас только два выхода: или добиться, чтобы служили все здоровые мужчины, или полностью перевести армию на контракт - тогда в ней будут служить только те, кто хочет.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Дезертиров при Петре I вешали по… жребию

Оказывается, наши предки еще 300 лет назад бегали от службы.

Простым ратникам за это полагалось битье кнутом и возвращение в казарму. Дворянам за этот же проступок на первый раз кнут, а за последующие попытки кнут с уменьшением поместья и оклада. За трусость или дезертирство голова с плеч и конфискация поместья. Беглецов ловили, бросали в тюрьмы без срока или вешали. Но несмотря на жесткие меры, на количество побегов это влияло слабо.

Петр I, насмотревшись в Европе всяких новаций, в 1700 году начал набирать в войско добровольцев, даруя им права и привилегии. Дело пошло: добровольцы-контрактники от службы не бегали, но вдруг у царя закончились деньги. Пришлось снова перейти к принудительному набору рекрутов. И снова все вернулось на круги своя: дезертирство, пьянство и падение морального облика.

Чтобы хоть как-то навести порядок в армии, пришлось ввести строгие правила. Тех, кто пил не просыхая, от службы освобождали, но прежде они должны были вернуть все полученное жалованье. Тех, кто издевался над сослуживцами (вот когда еще началась дедовщина!), а также картежников ждал кнут.

Петровский «Артикул воинский» 1715 года за трусость или дезертирство предусматривал два вида наказания - смертная казнь или порка с возвращением в строй. За покидание поля боя всех офицеров вешали, а солдат лишь каждого десятого - по жребию. Остальным доставались шпицрутены (гибкие палки длиною в метр, которыми сослуживцы усердно лупили своих товарищей по спине). Сквозь строй злостных нарушителей пропускали троекратно. Выжить удавалось не всем.

А КАК У НИХ?

В США «стучат» друг на друга, а в Казахстане выгоняют из армии!


В армиях постсоветских стран дедовщина осталась по наследству. И с ней борются. Успешнее других это делают белорусы и казахи.

Братья-сябры неуставняк почти победили, отменив наказания командиров за нарушения, совершенные их подчиненными. То есть теперь наказывают только тех, кто натворил делов - четко по закону. Избил кого-то - вперед, за решетку, как это случилось бы на гражданке…

Казахи поступили еще тоньше! В этой стране без службы в армии рассчитывать на гражданскую карьеру не приходится. Откосил - высокий пост не получишь. И призывники сами боятся любых нарушений как огня. Там за неуставняк просто выгонят из армии, а это крест на развитии карьеры.

В американской армии вместо дедовщины есть свой способ воспитания. Сержанты-профессионалы, зарплата которых тут около $3 тысяч, следят за поведением новобранцев и в случае неуставняка доносят военной полиции. Кстати, даже самый последний капитан этой полиции не подчиняется генералу, который командует базой. Полиция реагирует на любой сигнал. Можно обращаться и к медикам. Медики тоже донесут куда надо.

 


 

EXMO affiliate program