Жена одной из полицейских шишек имеет нелегальный бизнес в Чернобыльской зоне (видео)

18 мая 2017 г. в 13:22

В Чернобыльской зоне нелегально работает фирма «Энивей», одной из основательниц которой является жена начальника департамента защиты экономики Национальной полиции Украины Игоря Купранца Наталья Купранец. Как выяснили журналисты «Фразы», «Энивей» занимается изготовлением деревянных пеллет для отопления, производственный цех расположен в селе Вильча.

Местный лесник о существовании цеха знает, говорит, что он работает еще с 2014 года, говорится в материале «Слідства.Інфо».

«Риски очень большие, потому что у нас же действует гигиенический норматив по накоплению радионуклидов в древесине, который предусматривает, что древесину, дрова можно вывозить из зоны, но не с целью сжигания...», — рассказал он журналистам.

Как говорится в материале, пеллеты, изготовленные в Чернобыльской зоне, продаются под видом гранулы, чтобы обойти законодательные ограничения — существует приказ Министерства здравоохранения от 1995 года, который устанавливает строгие нормативы по содержанию цезия и стронция в древесине.

В коммерческом предложении, которую журналисты получили от представителя компании, указывалась цена сырья — она почти не отличается от рыночной. Кроме того, выяснилось, что ООО «Энивей» отсутствует в перечне из 71 предприятия, имеющих действующие разрешения на деятельность в зоне отчуждения.

Одной из двух основателей фирмы является жена начальника департамента защиты экономики Национальной полиции Украины Игоря Купранца Наталья Купранец.

«На двоих супруги задекларировали просторную квартиру, большой земельный участок, две машины класса люкс, трое ценных наручных часов, украшения, произведения искусства и еще около 3,5 миллионов гривен сбережений наличными. Мы решили поинтересоваться у господина Купранца происхождением его состояния и проинформировать полицейского о незаконном бизнесе собственной жены, однако в ответ на наш запрос об интервью получили отказ», — говорится в материале «Слідства.Інфо».

Как сообщали СМИ, жесткая конкуренция между вооруженными группами копателей янтаря в Ровненской, Волынской и Житомирской областях вынудила других желающих заработать на природных богатствах искать свой Клондайк в чернобыльских лесах.

«Янтарь чаще добывают со стороны Полесского района на Киевщине, но есть факты, что его начали мыть и в самой Чернобыльской зоне», — рассказал один из местных лесников.

Копателей уже задерживали. Правда, те отделываются только штрафами. Например, в январе в лесу между селами Романовка, Радинка и Омельяновка Полесского района Киевской области (впритык к 30-километровой зоне вокруг Чернобыля) задержали бригаду из 13 человек, которые незаконно добывали янтарь. Каждому из работников обещали по 500 грн. за день работ.

В итоге, после сделки со следствием, суд решил, что организатор бригады должен будет выплатить штраф в 11 900 грн. А в прошлом году шестеро мужчин незаконную добычу пытались организовать и на территории зоны отчуждения. У отселенного села Терехи (22 км от Чернобыля) пограничники обнаружили Volkswagen Transporter и людей без документов. А неподалеку нашли кустарную мотопомпу с двигателем, пожарный рукав и пластиковый шланг.

В полиции говорят, что с тех пор в зоне отчуждения «гастролеров» не задерживали. «Мы контролируем территорию и самой зоны, и вокруг нее стараемся никого туда не пускать. Территорию патрулируют полки специального назначения, привлекаем и воздушную разведку — как только кто-то там появляется, мы их ловим», — сказал спикер Нацполиции в Киевской области Николай Жукович.

По мнению геологов, территория вокруг Чернобыля для промышленной добычи янтаря непригодна. «Запасы в том районе 5–7 грамм на кубометр — для промышленной добычи это ничто. Серьезные залежи находятся на глубине 20–40 метров под землей», — пояснил старший научный сотрудник Института геологических наук НАН Украины Виктор Мацуй.

Но любителей это не останавливает. Добытый янтарь чаще всего вывозят в Китай (цена достигает $6–8 тыс. за кило камня), где из него изготовляют различные амулеты для здоровья — там считают, что янтарь хорошо стабилизирует ауру, успокаивает. Однако если речь идет о янтаре из Чернобыля, то тут «лечебный» эффект может оказаться со знаком минус, говорят экологи.

Кроме янтаря из Чернобыля активно вывозят и древесину. «Деревья вырубают десятками гектаров, причем ценные деревья (дуб, ольха, явор, бук), которым по 70–80 лет. Основная масса вывозится вечером или ночью, в выходные. Как только машина выехала за пределы зоны — у груза появляются другие, легальные, документы», — рассказал на условиях анонимности местный лесник.

В большинстве случаев у такой древесины радиационный фон превышен в два-три раза, и, несмотря на это, из нее делают мебель. Но проблема в том, что обычными бытовыми дозиметрами радиацию обнаружить сложно — нужны лабораторные исследования, рассказал эколог Владимир Борейко.

Сталкер Стас Полесский рассказал, что нелегальные промыслы в зоне и не думали прекращаться.

«О добыче янтаря в этих местах я слышал, хотя самих янтарщиков встречать не приходилось. А вот лес рубят капитально. Недавно был в селе Иловница (22 км от ЧАЭС и 7 км от границы зоны), видел сложенные под вывоз бревна в большом количестве. В основном, сосна. Есть еще в селе Копачи большая вырубка — это 4 км от станции. Появились новые вырубки, хоть и не такие масштабные, как в прошлом году», — говорит Стас.

По мнению Владимира Борейко, какой-то структурированной «мафии», которая бы занималась вывозом леса из Чернобыля, нет, но именно это и позволяет браконьерству существовать все эти годы: «Этим занимаются определенные люди, возможно, они связаны с полицией, поэтому их никто не задерживает. Но вряд ли это системная мафия».

А вот металл, который ранее активно тянули из зоны, больше не вывозят. Как сообщил глава экскурсионной организации «Чернобыль-тур» Сергей Мирный, там банально не осталось ничего ценного для заготовщиков лома.

EXMO affiliate program